·  флаг  ·  герб  ·  гимн  ·  время  ·  валюта  ·  погода  · 
 


Случайное фото









Главная » Интересные статьи » Природа

Экология Австралии. Часть 1

...Если скажете вы, что прогресс никакой вам не нужен,
После вас - хоть потоп! Пусть все катится в тартарары!
Если вам интересен не мир, а что будет сегодня на ужин,
В этом случае ясно - душою вы очень стары!
Если ж вы с нетерпением ждете научных открытий,
И за судьбы Вселенной способны душою болеть,
Если вам хоть сто лет, но не порваны с юностью нити,
То для вашей души не пришло еще время стареть...

«Вы еще не стары»
Лидия Ястребова (урожденная Кудрявцева),
австралийская русская поэтесса, родилась
в Китае, эмигрировала в Австралию в 1957 году.

Собирая материалы для написания этой главы, я посетил книжный магазин Министерства охраны окружающей среды штата Квинсленд (Environmental Protection Agency), расположенный на улице Энн (Ann St) в деловом центре Бризбена. Набрав огромную кипу литературы, я вышел на улицу. Был полдень, солнце припекало в темечко, никакого ветерка, высокая влажность, словом, было настоящее бризбенское пекло. Рядом достраивали еще один местечковый небоскребик, в воздухе стоял гул и смрад от строительства и постоянного потока машин, медленно двигавшихся по трем полосам улицы Энн. Было время обеденного перерыва, и по улице семенило немало клерков. Я обратил внимание на одного молодого мужчину, который шел почти по краю дороги, разговаривая по мобильному телефону и держа в другой руке недоеденный пончик. Он был одет как типичный офисный служащий, с туго завязанным галстуком и непокрытой головой. И мне стало стыдно за нашу цивилизацию! Все, что я видел, было нездоровым и противоестественным по своей сути, начиная от экологии и пончика и заканчивая стилем жизни этого молодого человека.

Как бы ни били себя в грудь современные политики всех стран, становясь в позу защитников окружающей среды, человечество продолжает жить по принципу французского короля Людовика Четырнадцатого: «Aprés moi (nous) le déluge!» («После меня (нас) хоть потоп!»).
Однако разрушать окружающую среду в Австралии начали не белые колонисты, а пращуры местных туземцев, которые в настоящее время живут в большей гармонии с природой и наносят меньше вреда, чем «цивилизованные» австралийцы. Как известно, аборигены тоже не «родились» в Австралии, а заселили Пятый континент около 60 тысяч лет тому назад, приплыв с островов Тихого океана. Ученые Австралийского национального университета (Australian National University) пришли к сенсационному заключению, что именно аборигены уничтожили «суперживотных» Австралии. Но с этим не все соглашаются.

Ученые считают, что много видов животных погибло вследствие известной практики австралийских аборигенов поджигать растительность, что в условиях жаркого австралийского климата приводило к катастрофическим лесным пожарам (cмотри также главу «Природные катаклизмы на Пятом континенте»).
В то время в Австралии вымерли гигантский хищный плотоядный кенгуру (Procoptodon), семиметровая хищная ящерица варан, змея толщиной в один метр, вомбат, равный по величине бегемоту (Diprotodon optatum), и рогатая черепаха размером с популярную машину «Фольксваген». В 2000 году австралийские ученые описали еще одно доисторическое животное - огромную хищную утку, которая весила около 300 килограммов, имела рост 3 метра и охотилась на крупных млекопитающих. Вообразите себе, что за вами гонится такая милая уточка! Наверное, и крякала она очень мелодично...

Конечно, в настоящее время та часть туземцев Австралии, которые проживают в селах, наносит значительно меньше вреда окружающей среде, чем остальное население. Но у них тоже много бытовых отходов, и они тоже бьют много стекол и бутылок (смотри главу «Очерки об австралийском обществе»).
Общеизвестно, что если бы во всех странах мира имели столько машин на душу населения, как в США или Австралии, то мир давно бы отравился загрязненным воздухом (air pollution). Даже в такой стране, как Таиланд, средний житель Бангкока тратит ежегодно 46 дней на дорогу! Один из моих друзей-врачей однажды добирался 2 часа до своего кабинета на улице Маквори (Macquarie St) в Сиднее. А проехал он только 16 километров от района Стратфилда (Strathfield)!

Согласно статистике, в Австралии средний автомобиль с бензиновым двигателем ежегодно выбрасывает в атмосферу до 6 тонн углекислоты и 265 кг токсичных газов. А всего в 19-миллионной Австралии зарегистрировано 11,5 миллионов автомобилей, которые проехали за 1999 год 178 млрд. километров. Машины имеют 90% австралийских семей, причем, почти каждая вторая семья (48%) имеет два или более «авто».

И к тому же в большой и малонаселенной стране людям часто приходится преодолевать большие расстояния, чтобы, скажем, попасть к врачу (иногда это сто-двести километров в одну сторону). Довольно часто люди проезжают 30 - 60 километров через весь город (где бывает много светофоров), чтобы попасть в какой-то магазин с хорошим ассортиментом продуктов, рыбы или мебели. Один мой знакомый, родившийся в Китае этнический русский Тарас Малахов, рассказывал мне, как в молодости он часто ездил в выходные из города Рокхемптона (Rockhampton) в Бризбен, чтобы провести время с русскоязычными товарищами. Непосвященным должен сообщить, что расстояние между этими городами, пожалуй, больше, чем между Киевом и Одессой, - 726 километров. Своеобразный парадокс Австралии - дополнительное загрязнение атмосферы автомобильными и авиационными выхлопными газами из-за низкой плотности населения страны.

В больших городах «накручивание» на спидометр километров связано также с тем, что, равно как и в Соединенных Штатах Америки, австралийские города - это очень большие села, в центре которых находятся многоэтажные деловые центры (Central Business District - CBD) с офисами, отелями, супермаркетами и тому подобным. Это очень хорошо видно, когда подлетаешь к австралийским городам - необозримые села, пересекаемые многочисленными асфальтовыми дорогами, и несколько «горных массивов» небоскребов. Сократить «километры» в нескончаемых австралийских городах удается и при рациональном планировании вашего путешествия, и при использовании специальных бортовых компьютеров, которые подскажут вам, как быстрее добраться до определенной точки в городе, и при употреблении спутниковых локационных систем (satellite navigator).

Увы, выхлопные газы автомобилей составляют свыше 70% общего загрязнения воздуха в Австралии. Наибольшую опасность представляют выбросы угарного газа (83%), окиси азота (75%) и углеводов (52%).

Машины в Австралии являются самым большим источником так называемого фотохимического смога (photochemical smog). Он образуется вследствие химических реакций между выхлопными газами, окисями азота и углеводными соединениями при наличии сильного солнечного облучения. Этот смог состоит из активной формы кислорода - озона и других высокореактивных соединений. Последние опасны для глаз, способствуют развитию хронических неспецифических болезней легких и ринитов, токсично воздействуют на растения и даже разрушают потихоньку изделия из резины.

Самые высокие уровни фотохимического смога регистрируют летом (когда больше всего солнечной радиации) и при условии безветренной погоды. Пока что это экологическое явление отмечается чаще в Сиднее и Мельбурне, чем в Бризбене. Но на Бризбен приходится больше солнечного света, ибо он ближе к экватору. Если демографические прогнозы осуществятся, то Бризбен через двадцать-тридцать лет превратится в самый большой в Австралии мегаполис длиной в двести километров от города Гоулд Коуст (Gold Coast) до Нюса (Noosa), и здесь станет тяжелее дышать, чем в Сиднее.
В меньшей мере, чем автомобили, ответственность за фотохимический смог несут промышленные выбросы в атмосферу.

Интересно, что в выходные дни в Сиднее до 10% загрязнения воздуха вызывают подвесные моторы лодок и так называемые гидроциклы, которых в 2000 году там насчитывалось более двух с половиной тысяч.
Машины в Австралии продолжают оставаться и существенным источником загрязнения атмосферы соединениями свинца, но с внедрением в 1986 году бессвинцового бензина (unleaded petrol) и постепенным уменьшением содержания свинца в обычном бензине (leaded petrol) концентрация свинца в атмосфере Австралии постоянно снижается. Свинец, как известно, поражает центральную нервную систему человека. Особенно он опасен для детей. Первыми признаками свинцовой энцефалопатии (поражения мозга) в детском возрасте могут быть колики в животе, нарушение поведения ребенка, который плохо концентрируется, очень непоседлив (гиперактивен) и отстает в психическом развитии от других детей. У взрослых людей клиническая картина немного отличается. У них часто бывают периферические нейропатии.

Отравиться свинцом можно и более оригинальным образом. Один австралиец средиземноморского происхождения получил тяжелое отравление свинцом из-за того, что употреблял свое самодельное вино, которое он изготавливал в старой эмалированной ванне (а эмаль содержала 6% свинца). Концентрация свинца в его крови превышала в семьдесят раз предельно допустимую норму.
В 1993 году, когда я только приехал в Австралию, австралийские медики изучали концентрацию свинца в крови иммигрантов из Восточной Европы. Тогда в среде только что приехавших иммигрантов велись дебаты, сдавать кровь или нет (не дай Бог, еще обратно вышлют, если что-то не так!). Я не знаю результатов исследований, но кое-кто из моих друзей осмелился сдать кровь и получил за это 20 долларов!

Токсичность автомобилей (прежде всего из-за окиси углерода) в Австралии удалось уменьшить и благодаря обязательному внедрению каталитических конверторов (catalytic converters), и благодаря регулярным техосмотрам. Чтобы уменьшить количество выхлопных газов, рекомендуют также не набирать слишком быстро скорость и не возить в багажнике лишние тяжелые вещи. В Австралии существует даже телефонная «дымовая» «горячая» линия (Smoky Vehicle Hotline), куда можно сообщить (телефон: 13 20 19), если чья-то машина чересчур уж дымит.

Чердачную пыль также считают опасной для здоровья, прежде всего, из-за накопления в ней свинцовых соединений. Эту пыль должны убирать соответствующие специалисты (их можно найти через организацию Lead Advisory Service), а если вы хотите сделать это сами, то надевайте противогаз и переселите свою семью в другое место на время уборки. На чердаках также накапливаются частицы асбеста, краски, шифера, стекловолокна и пестицидов.

Дизельное топливо прежде считали менее вредным для окружающей среды, однако сейчас в США поставили цель до 2007 года уменьшить содержание сернистых соединений в дизельном топливе, ибо, как оказалось, выхлопные газы автобусов и грузовиков повышают количество заболеваний раком легких. В Австралии действует закон, регулирующий качество выхлопных газов, выделяемых в атмосферу как дизельными, так и бензиновыми двигателями (Motor Vehicle Standards Act).

Обратной стороной медали является качество воздуха внутри автомобилей. Современные исследования (в частности, в Австралии) показали, что использование режима «рециркуляции» («recirculation function») в кондиционерах автомобилей в течение 20 минут может привести к существенному уменьшению концентрации кислорода и увеличению концентрации углекислоты и угарного газа (моноксида азота) в салоне автомобиля. Это в свою очередь может привести к головной боли, сонливости, утомлению и снижению концентрации внимания. Чтобы предотвратить это опасное явление, сейчас разрабатываются специальные датчики качества воздуха в салонах автомобилей. Они подскажут водителю, когда нужно выключить мотор или просто открыть окна и переключить систему вентиляции на режим «свежий воздух» («fresh air»). Ирония ситуации состоит в том, что на режим рециркуляции кондиционер, как правило, переводят в условиях интенсивного дорожного движения (heavy traffic), когда воздух за бортом просто воняет выхлопными газами.

В то же время в английском языке появилось новое понятие - экологичный транспорт - экотранспорт (eco-motoring). В ближайшие годы ожидается начало выпуска электромобилей, уже появились автомобили-гибриды, имеющие бензиновый и электрический двигатели. Первый экспериментальный автомобиль на водородном топливе (hydrogen-powered) был разработан в Сиднее в 1974 году. В этом автомобиле использовалась энергия от реакции между водородом и кислородом, а выхлопным газом был обыкновенный водяной пар. Массовый выпуск современных автомобилей на водородном топливе американская компания General Motors планирует начать к 2010 году.

Так же как и инженеры других стран, австралийские ученые активно разрабатывают автомобили, работающие на энергии солнца. Международные соревнования таких машин состоялись в 1997 году в Австралии. Однако до массового выпуска электромобилей и «солнцемобилей» дело еще не дошло. Но все большей популярностью в Австралии пользуются автомобили на газовом топливе - на сжатом природном газе (compressed natural gas - CNG) и на сжиженном газе, который получают при переработке нефти (autogas или liquefied petroleum gas - LPG).

В отличие от бензиновых двигателей эти автомобили не загрязняют атмосферу окисями серы, выбросы угарного газа (carbon monoxide) вдвое меньше, а углекислоты - на 15 - 20% меньше. Стоимость сжатого природного газа в Австралии в два раза дешевле, чем бензина при одинаковом содержании энергии.

Большинство современных марок автомобилей можно выбрать в обеих модификациях (на бензиновом или газовом топливе). Можно также за один день переоборудовать (conversion) бензиновый двигатель на газовый за полторы-две тысячи австралийских долларов. Учитывая, что цена на газ значительно ниже, чем на бензин, эти деньги вы окупите после первых 40 тысяч километров. На 2000 год в Австралии было около трех с половиной тысяч газовых автозаправок. На страницах Интернета: www.greenhouse.gov.au/transport/alternative_fuel.html. и - www.autogaschallenge.com.au - можно найти подробную информацию об использовании газового топлива в Австралии. Правительство также поощряет использование природного газа вместо бензина с помощью налоговых скидок.

В июне 1999 года Всемирная Организация Здравоохранения провела в Лондоне конференцию об окружающей среде и здоровье. В материалах конференции отмечаются все недостатки современного транспорта (дорожно-транспортные происшествия, загрязнение окружающей среды, шум и психосоциальный вред). К тому же медицинская наука уже накопила достаточно свидетельств о необходимости хотя бы тридцати минут ежедневных активных физических упражнений. Физически активные люди живут дольше, меньше болеют раком (в особенности кишечника), реже толстеют, позднее начинают болеть диабетом и остеопорозом, дольше сохраняют свою мобильность. Физическая активность помогает бороться с депрессией и чувством тревоги. В моем маленьком городке Редклифф (Redcliffe) многие люди ходят вдоль берега моря на рассвете или после работы. Как-то утром я решил провести эксперимент и прошел пешком свыше трех километров от своей усадьбы до работы.

Несмотря на прекрасную солнечную зимнюю погоду (температура воздуха была около 20 градусов тепла), за время моего путешествия по нашему небольшому городку, окруженному с трех сторон заливом Моретон (Moreton Bay), я встретил только десятерых пешеходов и нескольких велосипедистов. На более чем половине дороги вообще не было никакого тротуара, и я должен был идти по траве (в которой не было тропинок) или по краю дороги.

В настоящее время пропагандируется идея так называемого «активного транспорта» (active transport), когда людей поощряют ходить пешком, пользоваться велосипедами или общественным транспортом. Научные работники утверждают, что автомобиль за один километр пробега выбрасывает в атмосферу 0,2 - 0,3 литра парниковых газов (greenhouse gas emissions). Небольшая прогулка до станции электрички и возможная езда, стоя в поезде, может обеспечить половину необходимой ежедневной физической нагрузки. (Я считаю, что в восьмидесятые годы двадцатого века в Киеве я имел достаточно физических нагрузок, когда ездил в трамвае пятого маршрута, в котором нужно было проталкиваться при входе и выходе и при этом не потерять тяжелый портфель с книжками.) В Австралии многие люди доезжают до электричек на своих автомобилях, которые потом оставляют на весь день на специальных бесплатных автостоянках при станциях. Эти стоянки закрыты с 9-ти утра до 3-х часов дня (чтобы машины не украли). Если вы возвращаетесь с работы раньше, то должны заплатить деньги, чтобы вам дали возможность выехать со стоянки.

С другой стороны, плата за стоянки в перенасыщенных транспортом центральных частях австралийских городов постоянно возрастает, что заставляет австралийцев использовать общественный транспорт (автобусы и электрички). Он помогает также сократить количество вредных выбросов автомобилей. Работа общественного транспорта достаточно хорошо налажена. Городские автобусы здесь ходят по расписанию (иногда опаздывают на пять-десять минут), и большую часть дня они полупустые. В Сиднее иногда быстрее можно добраться из одной части города в другую, пользуясь транзитной электричкой, а не своей автомашиной. Это обходится дешевле, и можно расслабиться и почитать газету, тем более, что условия позволяют: современные электрички оборудованы мягкими подвесками и кондиционерами воздуха. О троллейбусах в Австралии я не слышал, но небольшое количество «экологически чистых» трамвайчиков бегает по дорогам Сиднея, Мельбурна и Аделаиды. Согласно данным Австралийского бюро статистики, в 1999 году только 18% жителей штата Новый Южный Уэльс и 13% жителей штата Виктория пользовались общественным транспортом.

Некоторые автомобилисты, если им «по пути», договариваются и подвозят один другого поочередно (car pooling). Но, к сожалению, теперь в Австралии в большей части автомобилей вы редко увидите пассажира рядом с водителем.

Еще один путь экономии горючего и уменьшения вредных выбросов в атмосферу - покупка малолитражных автомобилей. Они достаточно популярны в Австралии благодаря их доступной цене и малым размерам, удобным при парковке в отличии от их крупногабаритных собратьев. В то же время в случае дорожно-транспортных происшествий малолитражные автомобили менее защищают вас своим «телом». Появилось также понятие «машина, эффективно использующая топливо» (fuel-efficient car), под которой подразумевают современную машину с обтекаемым кузовом, сделанным с учетом законов аэродинамики, с небольшим весом, правильно подобранным двигателем и необходимым для вас количеством мест.
Тепловые электростанции вносят свой «посильный вклад» в загрязнение атмосферы за счет выбросов двуокиси серы. Кислотные дожди уже стали «естественным» явлением в старушке-Европе, и я помню о засохших огурчиках у моей бабушки Санюши в селе Красноселье. К счастью, в малонаселенной Австралии электростанции расположены не так густо, как в Старом Свете, и местный уголь содержит значительно меньше соединений серы, чем европейский, поэтому кислотные дожди здесь пока что не зарегистрированы.

Если летом на австралийские города наступает фотохимический смог, то зимой при сухой безветренной погоде австралийские города берет в осаду температурная инверсия. Тогда выбросы предприятий и автомобилей образуют «теплую шляпу» над городом, под которую заползает холодный горный воздух, задерживающийся вместе с атмосферными загрязнениями под слоем теплого воздуха до изменения погодных условий.

Вследствие промышленной деятельности (процессы сжигания, горные работы, очистка грунтов и работа дизельных двигателей) в атмосфере накапливаются и частицы пыли (soiling particulates), вызывающие раздражение глаз и болезни легких.

Знание розы ветров тоже может немножко помочь при решении вопроса, когда открывать окна в доме. Например, в Бризбене, в условиях безветрия, утром легенький ветерок будет тянуть за собой загрязненный воздух в сторону моря, а после обеда, наоборот, вас будет радовать легенький бриз с моря.

Кроме загрязнения, связанного с человеческой деятельностью, существуют и еще так называемые «естественные загрязнители» (natural pollutants), к которым относят пыль, природные газы, дым и пепел от пожаров, пыльцу растений, птичий помет и т.д. (смотри также главу «Природные катаклизмы на Пятом континенте»).

Независимо от того, какие именно факторы приводят к повышению загрязнения воздуха, общеизвестно, что в «грязнейшие» дни общая смертность населения возрастает на 5 - 10%. Все больше подтверждений находит теория американских ученых («Harvard six cities» study) о вредном действии на организм человека вдыхания микроскопических частиц пыли (PM 10 particles), которых много в индустриальных городах. В недавно опубликованных в журнале «Лансет» («Lancet»), 2000, 356, рр. 791 - 801) результатах исследования смертности в Австрии, Франции и Швейцарии утверждается, что загрязнение воздуха в Европе виновно в 6% общей смертности и является одной из важных причин возникновения бронхита и астмы. Затраты на восстановление здоровья вследствие загрязнения воздуха выхлопными газами в трех вышеуказанных странах составляли 1,7% от их валового национального продукта.
Но я не думаю, что мы должны подменять понятие чистого воздуха поиском допустимых уровней загрязнения. Для меня чистый воздух - это воздух на нецивилизованном берегу моря, где даже после проезда одной машины ощущается смрад цивилизации! Я даже не представляю, как бедные городские собаки с их острым нюхом выживают рядом с нами неразумными!

Об утончении озонового слоя атмосферы (ozone depletion), которое у нас известно под научно неточным названием «озоновая дыра», писалось много. Это природное явление, наблюдаемое в большей мере над соседним с Австралией континентом - Антарктидой, является потенциально опасным для всей биологической жизни на Земле, ибо верхний слой озона атмосферы защищает жизнь от губительного воздействия чрезмерного ультрафиолетового облучения (смотри главу «Природные катаклизмы на Пятом континенте»). Эти лучи в избыточном количестве опасны также для растений и животных. Основной причиной утончения озонового слоя считают загрязнение атмосферы фреоном (хлорофтороуглеродистыми соединениями - chlorofluorocarbons - CFCs) и галогенами, которые вступают в химические реакции с озоном атмосферы.

Начиная с 1996 года, использование фреона в новых холодильниках, огнетушителях, бытовых аэрозолях и кондиционерах в Австралии прекращено в соответствии с Венской конвенцией о защите озонового слоя. На новых изделиях теперь стало даже модным писать «CFC-free», то есть, что они не содержат вышеуказанных опасных химических соединений. Тем не менее в старых холодильниках и кондиционерах фреон остается. Поэтому прежде чем выбрасывать такие вещи в металлолом, следует обратиться к мастеру по ремонту холодильников, чтобы он «забрал» фреон в специальное хранилище. Чтобы предотвратить утечку его из кондиционеров в старых автомобилях, советуют даже в зимнее время их выключать хотя бы раз в неделю. Старые огнетушители с желтым кодом, свидетельствующим, что они содержат те же CFC, следует сдавать на местную пожарную станцию (Fire Station).
С 2000 года австралийские лекарства в виде дозированных аэрозолей (такие, как средства для лечения бронхиальной астмы, например, сальбутамол) тоже стали CFC-free.

Австралийские государственные службы наблюдают за состоянием загрязнения воздуха с помощью различных методов. В последнее время для этого, в частности, применяют оптическую абсорбционную спектроскопию, которая позволяет измерять на различных расстояниях концентрации в воздухе озона, двуокиси серы, окисей азота, бензена и ксилена. Месячные бюллетени уровня загрязнения воздуха (Air Quality Bulletins) «публикуют», например, в Интернете по адресу: www.env.qld.gov.au для штата Квинсленд. Министерство охраны окружающей среды ежедневно дает прогноз загрязнения воздуха на следующие сутки (Air Pollution Forecast) с учетом прогноза погоды. Экологический прогноз сообщают в выпусках новостей вместе с прогнозом погоды.

В последние десятилетия двадцатого века человечество начало осознавать опасность так называемого парникового эффекта (greenhouse effect) в атмосфере планеты, с которым связывают последнее глобальное потепление климата. Парниковый эффект объясняют тем, что инфракрасные лучи, отражающиеся от поверхности Земли, задерживаются определенными парниковыми газами в атмосфере планеты. Уровни парниковых газов возрастают благодаря промышленной и сельскохозяйственной деятельности человека. К ним относят углекислоту (которая образуется вследствие сжигания древесины и нефтепродуктов), вышеупомянутый фреон, закись азота (из-за сжигания нефтепродуктов и обработка почв) и газ метан (выделяется в атмосферу во время лесных пожаров, добычи угля, при гниении мусора и разложении животных). Кстати, только одна австралийская корова вырабатывает ежедневно около 280 литров метана. Метеорологи Австралийской академии наук (CSIRO) прогнозируют потепление климата Австралии до конца 21 века на 2-5 градусов. Это может привести к уничтожению влажных тропических лесов, Великого Барьерного Рифа, национального парка Какаду. Под угрозой могут оказаться девяносто видов австралийских животных и более половины видов австралийских эвкалиптов.

Противодействовать этому парниковому эффекту можно двумя способами: прежде всего, уменьшать выбросы парниковых газов в атмосферу, и, во-вторых, сажать больше деревьев, которые поглощают углекислоту (хотя самую большую роль в этом играют морские водоросли).

Еще одним парадоксом Австралии является то, что она, как известно, более всего страдает от жары и потепления климата (смотри главу «Природные катаклизмы на Пятом континенте»). В то же время в 1990 году Австралия занимала третье позорное место по выбросам в атмосферу парниковых газов на душу населения и четырнадцатое место в мире по общему количеству загрязняющих атмосферу газов. Австралия, население которой составляет только 0,3% населения мира, выбрасывает в атмосферу 1,4% общих объемов парниковых газов. Рубим ветку, на которой сидим...

Австралийская «академия наук» (CSIRO) дает научный прогноз о том, что в 2030 году температура воздуха на южном побережье Австралии (где живет большая часть населения страны) возрастет на 0,5 - 2,5 градуса.

При решении вопросов загрязнения окружающей среды австралийское правительство в 1998 году считало, что следует быть реалистами и учитывать особую структуру экономики каждой страны. В частности, Австралия не может сократить свои выбросы, ибо это потенциально могло бы поставить под угрозу около 68 млрд долларов инвестиций в ее экономику и десятки тысяч рабочих мест.

На 1998 год 80% австралийского экспорта составляли продукты нефтепереработки, металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства. Все они связаны с большими энергозатратами и промышленными отходами. Считают, что в случае принятия радикальных предложений Европейского Союза по сокращению выбросов парниковых газов прежде всего пострадали бы алюминиевая и угольная промышленность Австралии, вдвое возросли бы цены на бензин и электроэнергию, а некоторые промышленные предприятия просто могли бы перебраться в страны третьего мира. Но отдельные представители зеленых и экономисты утверждают, что можно было бы сократить промышленное загрязнение даже на 20% без особых убытков для экономики Австралии.

Очень обеспокоены позицией Австралии маленькие островные тихоокеанские страны, которые особенно боятся возможного потепления климата и таяния антарктического льда, так как это приведет к подъему уровня мирового океана и затоплению части их территорий (Соломоновы острова, Фиджи, Вануату, острова Кука и Тонга). В то же время они в большой мере полагаются на экономическую помощь Австралии, и поэтому во время Южно-Тихоокеанского форума (сентябрь 1998 года) на островах Кука в Раротонге (Rarotonga) под давлением австралийской делегации 16 стран этого региона не приняли никакого заявления по этому вопросу.

В то же время под влиянием международного движения зеленых и вследствие осуждения на Международной конференции по изменению климата в Киото (в 1998 году) планов Австралии увеличить свои промышленные выбросы в атмосферу, в Австралии все больше внимания обращают на развитие альтернативных экологически чистых источников энергии. К ним, как известно, относится энергия солнца, ветра и воды. Чего-чего, а солнца в Австралии даже более чем достаточно, только то и делаешь, что стараешься от него спрятаться. В некоторых частях Австралии в домах нужно не нагревать воду, а охлаждать: такая она поступает по трубам горячая. Например, солнечной энергии, которая приходится на самый экономически развитый австралийский штат Новый Южный Уэльс, достаточно чтобы удовлетворить потребности двух тысяч подобных по развитию штатов. Или: солнечной энергии, что приходится на 70 квадратных километров штата Квинсленд, хватит, чтобы удовлетворить все энергетические потребности этого штата.

В штате Новый Южный Уэльс и в соседней Виктории начат проект «Зеленая Энергия» (Green Power), в котором договорились принять участие около 15 тысяч частных потребителей и 800 фирм, которые согласились, чтобы часть электроэнергии поступала к ним от солнечных фотоэлектрических батарей за дополнительную плату. К концу 1998 года в Австралии должно было производиться 600 киловатт солнечной энергии и 5 мегаватт ветровой энергии. Австралийские компании, присоединившиеся к проекту, этим также демонстрируют свою «сознательность», привлекая к себе дополнительных потребителей. Правительство Австралии пообещало выделить в следующие пять лет около 180 миллионов долларов на развитие солнечной энергетики. Однако если бы вместо высадки австралийских войск на Восточном Тиморе в 1999 году полтора миллиарда долларов пошли на альтернативную энергетику, то это способствовало бы улучшению экологической ситуации в Австралии и уменьшило бы зависимость австралийской экономики от заграничной нефти. Кстати, основной экономической причиной австралийского миротворчества в этом регионе являются большие запасы нефти в Тиморском море.
Новая «солнечная ферма» возле городка Синглтон (Singleton) будет состоять из 3500 солнечных панелей, размещенных на одном гектаре земли, и производить 200 киловатт электроэнергии, которой достаточно для нужд 3 тысяч потребителей.

Солнечные батареи были размещены и возле Олимпийской деревни в 2000 году в Сиднее, где они давали 635 киловатт, что покрывало 10% потребности Олимпиады-2000. Применение солнечной электроэнергии имеет самые большие перспективы в отдаленных районах Австралии, но уже сейчас некоторые зажиточные австралийцы расходуют две - три тысячи долларов на установление солнечных батарей на своих домах, а через пять лет эти солнечные батареи должны стать значительно дешевле. Цена одного «обычного» киловатта электроэнергии в час составляла в 1998 году 12 центов, а «солнечного» - от 27 до 45 центов в час.

На крышах многих австралийских домов (почти у десяти процентов населения) можно увидеть специальные устройства для нагрева воды солнцем (solar-powered hot water systems), которые стоят около 1500 австралийских долларов, зато экономят электроэнергии на 300 - 400 долларов ежегодно (в Австралии дома снабжаются только холодной водой, а горячая вода нагревается домашними газовыми или электрическими нагревателями). Уже построены первые экспериментальные дома, в которых потребность в энергии полностью удовлетворяется солнечной энергией. Для темных комнат также применяются специальные светопроводящие трубы (sky lights), по которым солнечный свет попадает с крыши через потолок.

Энергия ветра уже давно используется австралийскими фермерами. В 1999 году вошла в строй мощная 600-киловаттная турбинная электростанция возле города Ньюкасл (Newcastle).
Кроме ветра и солнца, морские приливы являются потенциальным «бездонным колодцем» энергии для страны-континента, омываемой водами трех океанов. В 2000 году в Австралии завершено строительство первой австралийской приливной электростанции возле городка Дерби (Derby) на побережье Индийского океана, которая будет вырабатывать 48 мегаватт и по мощности займет второе место в мире после французской станции в Ла Ранс (La Rance), генерирующей 240 мегаватт электроэнергии. Однако австралийская будет первой в мире постоянно действующей (24 часа в сутки) приливной станцией, турбины которой будут вращать два ежедневных девятиметровых океанских прилива. Строительство станции обойдется в 150 миллионов долларов, однако, согласно проекту, она будет функционировать последующие 120 лет и давать дешевую и экологически чистую электроэнергию.

Преимущественно пустынная Австралия не может похвастаться полноводием своих рек, тем не менее полумиллионное население Тасмании потребляет электроэнергию только местных гидроэлектростанций. Известен также каскад из семи гидроэлектростанций в Снежных горах (Snowy Mountains Hydroelectric Scheme), вырабатывающих 3 млн. 740 тысяч киловатт электроэнергии.

Должна сбыться звездная мечта украинского писателя Володымыра Выннычэнко о «солнечной машине», которая принесет экономическое благосостояние и раскрепостит человечество.
Несмотря на большие залежи урана, который Австралия продает за границу необогащенным, здесь не планируют строить атомные электростанции, и во всей стране функционирует только один исследовательский маломощный атомный реактор (в предместье Сиднея - Lucas Heights). Все-таки, несмотря на продолжающиеся протесты зеленых и аборигенов, правительство Австралии одобрило строительство четвертой австралийской урановой шахты в национальном природном парке Какаду в районе Джабилюка (Jabiluka).

Согласно данным геологической разведки, в этой местности находятся самые большие в мире неразработанные залежи урана - около 19,5 млн. тонн руды, содержащей около 90 400 тонн оксида урана. Разработку будет вести компания «Energy Resources of Australia», которая надеется заработать на протяжении следующих 30 лет около 6,2 млрд. австралийских долларов (около 4 млрд американских долларов), из которых 210 млн. австралийских долларов арендной платы выплатят аборигенам. Будет создано также 380 рабочих мест. Добыча урана должна была вестись шахтным способом (а не в карьере, как сначала планировалось) и должна была начаться в 1999 году. Компанию обязали докладывать правительству дважды в год о влиянии работ на состояние окружающей среды. Но некоторые группы борцов за охрану окружающей среды и племена аборигенов высказались за блокирование строительства шахты и переговоры продолжаются.

В двадцать первом веке Австралия планирует стать одним из основных поставщиков урановой руды на мировом рынке и увеличить нынешний экспорт почти в три раза до 17 тысяч тонн (урана U308). В 1983 году в стране под давлением борцов за охрану окружающей среды было введено ограничение на количество действующих урановых шахт (не более трех), упраздненное в настоящее время. Рассматривается возможность открытия еще восьми урановых шахт, но это будет прежде всего зависеть от потребностей международного рынка. Уран продается за границу необогащенным. Основными рынками сбыта были Япония, покупавшая 37% австралийского урана, за которой шли следом США (18%), Южная Корея (11%), Великобритания (9%), Испания (7,5%), Франция (7%) и Швеция (6%). Австралийские Вооруженные Силы не имеют в своем смертоносном арсенале ядерного оружия. Тем не менее в южно-австралийской пустынной местности Маралинга (Maralinga) в пятидесятые годы двадцатого века проводились испытания английского ядерного оружия.

Работы по очистке загрязненных ядерными взрывами территорий закончились только через сорок лет. На глубине 15 метров было захоронено 2,7 млн квадратных метров загрязненного радиацией грунта. Наконец местные аборигены смогли возвратиться на землю своих пращуров. После более десяти лет переговоров с австралийским правительством туземное племя в Маралинге получило также 13,5 млн. австралийских долларов компенсации.

Австралийская общественность обеспокоена результатами наблюдений за состоянием здоровья потомков 2300 ветеранов английских Вооруженных Сил, принимавших участие в испытаниях ядерного и водородного оружия в Южной Австралии. Исследователи из шотландского университета Данди (Dundee) доказали, что свыше 400 потомков (детей и внуков) этих военнослужащих имеют недостатки в развитии или хронические заболевания. Также был отмечен высокий процент мертворожденных детей и выкидышей в этих семьях в начале шестидесятых годов. Всего в ядерных испытаниях и ликвидации их последствий участвовали около 20 тысяч человек, включая почти 15 тысяч австралийцев. Часть из них использовали как "морских свинок": им было приказано построиться на открытой местности и повернуться спиной к ядерному взрыву.

Представитель австралийского правительства заявил, что результаты этих исследований будут изучаться. Но до сих пор только одному из многих бывших военнослужащих удалось добиться компенсации за потерянное здоровье.
Помнят в Австралии и о Чернобыле. В стране существуют Чернобыльские Фонды помощи, посильную помощь оказывает общество украинских врачей в Австралии, австралийцы различного этнического происхождения принимали у себя детей из Чернобыльской зоны. И в моем маленьком городке Редклифф посажено дерево с мемориальной табличкой о перебывании там детей Чернобыля в 1992 году.

В то же время в австралийской прессе были сообщения о том, что должностные лица Соединенных Штатов Америки обращались к Австралии с просьбой выделить участок австралийской малозаселенной территории для захоронения радиоактивных отходов из старых плутониевых боеголовок. Учитывая, что в девяностые годы прокатилась волна протеста в Австралии против подземных испытаний Францией своих атомных ракет в Южно-Тихоокеанском регионе, я не думаю, что австралийская общественность согласилась бы с такими идеями, хотя в случае неблагоприятного развития событий в Азии Австралия будет надеяться как раз на американскую военную помощь, в том числе и на ядерное оружие. В отличие от других стран австралийское правительство приглашает американских военных на свою территорию для проведения совместных учений, обсуждается идея о создании в Австралии американской военной базы.

Другой подход к уменьшению тепличного эффекта - это экономия электроэнергии. Помните одно из исторических высказываний незабываемого генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза дорогого товарища Леонида Ильича Брежнева, что экономика должна быть экономной!? Экономить электроэнергию можно за счет использования электроприборов с высоким коэффициентом эффективности (energy-efficient goods). На них, как прежде на советском коньяке: чем больше «звездочек» (максимально - шесть), тем лучше! Детальную информацию об этой классификации электротоваров (Energy Star) можно найти на соответствующей страничке Интернета (www.energystar.gov.au).
Более энергоэффективным является флюоресцентный свет. Не менее важно выключать не используемые в данный момент электробытовые приборы. Помогают этому и специальные реле времени (timer), выключающие автоматически электрические приборы в ночное время (например, нагреватель горячей воды, фильтр воды в бассейне).

Австралийские ученые также подсчитали, что около 10% электроэнергии в частном жилище расходуется на разнообразные электроприборы, которые не используются, а только ждут свого времени (standby wastage). В целом по стране это обходится в 400 млн. австралийских долларов ежегодно. Сюда относят постоянно включенные автоответчики телефонов, факсы, видеомагнитофоны, системы автоматического включения света, сигнализации, видеокамеры наблюдения и телевизоры. Я полагаю, что следует придерживаться правила проверять перед сном все приборы, которые можно было бы выключить. Парадоксально, но если вы приобретете чересчур слабенький для вашей комнаты кондиционер, то он будет потреблять больше энергии, чем более мощный кондиционер. Много денег можно сэкономить за счет теплоизоляции вашего жилья (cмотри главу «Природные катаклизмы на Пятом континенте»).

Хотя основным источником загрязнения окружающей среды является промышленная деятельность, отдельные австралийцы вносят свой «посильный вклад» в засорение дорог, парков и пляжей.
К сожалению, Австралия «славится» не только своими выбросами углекислоты в атмосферу, но и количеством мусора на душу населения. Эта средняя австралийская «душа» выбрасывает ежегодно 776 кг всякого мусора (для сравнения: в США - 730 кг, в Канаде - 660 кг), начиная с моей маленькой доченьки с ее тяжелыми памперсами и заканчивая врачами и иными бюрократами. У меня дома есть настоящая плетеная корзина, в которую я выбрасываю различные бумаги, просмотренные журналы и рекламу. Эта корзина наполняется за 2 - 3 дня.

Пожалуй, нет ни одного дня, чтобы в наш почтовый ящик не бросили какие-либо рекламные материалы, а в выходные это минимум два десятка страниц. Некоторые австралийцы над своими почтовыми ящиками прикрепляют специальное объявление: «No junk mail, please» «Никакой рекламы, пожалуйста». Хотя буквально junk mail переводится как «почта-хлам, или мусор». Газеты тоже достаточно тяжелые. Субботние или воскресные издания весят 300-400 граммов, опять же из-за докучливой рекламы. Слава Богу, реклама постепенно переходит на Интернет. Мне лично нравится реклама в «кибернетическом пространстве» «cyberspace» тем, что ее можно уничтожить без загрязнения окружающей среды и даже не открывая файла! С целью экономии места я также стал покупать медицинские книги, атласы и Британскую энциклопедию на компактных дисках. Они заменяют тысячестраничные книги. Согласно одному из американских исследований (Boston Consulting Group), установлено, что благодаря Интернету к 2003 году потребность в бумаге сократится на 2,7 млн. тонн ежегодно.

На работе я заполняю мусорное ведро ежедневно: это и одноразовые бумажные салфетки, которыми я вытираю после мытья руки (после каждого осмотренного больного, а больных может быть свыше сорока-пятидесяти ежедневно), и многочисленные оберточные бумаги от лекарств, одноразовых шприцев, реклама и тому подобное. Опасные отходы (загрязненные кровью вещи и лекарства) выбрасывают в отдельные контейнеры (contaminated waste).

В Австралии используют очень много оберток или упаковок. Получаешь иногда довольно крупную по размерам посылку, разворачиваешь, разворачиваешь, разворачиваешь ее, а в середине - только какая-то маленькая «цаца». Здесь есть даже популярная игра - маленький сувенир заворачивают много раз в различные упаковки, потом его пускают по кругу. Каждый участник имеет право развернуть только раз, выигрывает тот, кто разорвет последнюю упаковку. Популярную в Австралии пиццу продают в картонных коробках весом в полкилограмма. Если каждый австралиец за год съедает пять пицц, то это 50 млн. кг выброшенной бумаги.

Много вещей в Австралии продаются в одноразовом варианте, начиная с шариковых ручек (которых я лично использовал более 30 штук за последний год) и бутылок и заканчивая большими пластиковыми канистрами для питьевой воды. Вся эта бумага, пластмасса, стекло и цветные металлы оседают потом на мусорных свалках. Экономически выгодные сегодня одноразовые вещи увеличивают загрязнение окружающей среды и являются колоссальной растратой природных ресурсов. В то же время цивилизованный мир уже достаточно богат, чтобы начать думать о будущем.

Еще одно несчастье общества - накопление большого количества хлама в домах. Австралийские магазины буквально завалены дешевыми товарами из азиатских стран. С одной стороны, это приводит к тому, что даже неимущие австралийцы иногда как безумные начинают покупать товары по цене от одного до пяти долларов (между прочим, это может быть проявлением психической болезни (compulsive shopping), которую описал Николай Васильевич Гоголь на примере господина Плюшкина, болезни, которую усугубляют надоедливая и наглая реклама и наличие «лишних» денег). С другой стороны, у дешевых вещей есть одна очень плохая черта - низкое качество. Из-за этого такие вещи быстро ломаются или портятся и заполняют наши подвалы или помойки. Мне лично неоднократно приходилось убеждаться в мудрости выражения, что мы не столь богаты, чтобы покупать дешевые вещи! Моя жена семь лет тому назад привезла с собой неновый советский зонтик, на котором не было даже «Знака качества». Этот зонтик пережил не одну австралийскую бурю. За то же время я сменил полдесятка зонтиков, сделанных в одной из азиатских стран.

Кстати, ремонт многих вещей (в том числе многих электротоваров) стоит больше, чем их первичная цена. Поэтому в Австралии ремонтом занимаются только отдельные энтузиасты ради развлечения. Хотя иногда выбрасывают, скажем, телевизор, в котором нужно заменить только дешевую детальку, или исправную электрическую плиту «со стажем работы» пять лет. Местные мэрии объявляют два раза в год так называемый «день мусора» (rubbish collection day), когда можно выбрасывать ненужные вещи не только в обычные баки для мусора, но и оставлять на тротуаре возле дворов крупногабаритные вещи: холодильники, обогревательные приборы, мебель и тому подобное. Некоторые в такие дни успевают объехать много улиц (особенно в богатых районах) в поисках нужных вещей (это даже становится прибыльным бизнесом). В английском языке так и говорят: «One person~s garbage is another~s treasure» - «То, что для одного - мусор, для другого - сокровище».

Достаточно посмотреть, сколько всякого хлама убирают, скажем, во время традиционного австралийского «субботника» - Дня уборки Австралии (Clean Up Australia Day)! Кроме сбора мусора на австралийских пляжах или в парках, в этот день проводится очистка дна австралийских водоемов, извлечение остатков автомобилей из горных ущелий вертолетами и тому подобное. В этот день в 1998 году было собрано 15 тысяч тонн мусора. Этот субботник и прочие мероприятия по защите окружающей среды проводит одноименная организация «Уборка Австралии» (Clean Up Australia), которую основал в 1989 году австралийский мореплаватель Иен Кирнен (Ian Kiernan). Тогда по его призыву очистить Сиднейскую бухту вышло свыше 40 тысяч жителей Сиднея. В последующие годы это начинание распространилось на 850 городов Австралии, а с 1993 года при поддержке Программы по защите окружающей среды Организации Объединенных Наций (United Nations Environment Programme) был учрежден День уборки мира (Clean Up the World). В 1998 году в этот день 40 млн. человек в 120 странах мира прибирали свои замусоренные страны.

Отходы бывают разные. Часть из них - токсичны. Но даже из нетоксичного мусора выделяется газ метан, который производит на атмосферу парниковый эффект в 21 раз больший, чем двуокись углерода.
Организация «Уборка Австралии» не приносит никому дохода и спонсируется австралийскими частными компаниями (которым выгодно выглядеть экологически сознательными в глазах покупателей). Она также проводит большую поисковую работу источников загрязнения и ведет пропаганду среди населения страны идей рационального использования природных ресурсов и повторного употребления материалов - рециркуляции (recycling). В частности, в Австралии поощряют торговые организации в уменьшении количества упаковок и целлофановых сумок (plastic bags). В идеальном случае покупатель должен приходить в супермаркет со своими непластиковыми сумками... Целлофановые сумки не зря считают опасным мусором. Они опасны для маленьких детей, которые могут надеть их на голову и задохнуться. Ежегодно они являются причиной гибели около ста тысяч морских животных и черепах в мире. До двадцати лет длится процесс их разложения на океанском дне. Примером повторного использования сырья является переплавка алюминиевых банок (из-под пива или напитков), благодаря чему экономится 95% электроэнергии.

О вреде для здоровья курения знают все. Курение в Австралии приносит больше беды, чем любая другая вредная привычка. Далеко неполная австралийская статистика свидетельствует, что табак является ежегодно непосредственной причиной 18 тысяч смертей в Австралии. Тем не менее народ курит... Каждый четвертый австралиец дымит сигаретами, и слабая половина стремительно догоняет сильную половину. В 1996 году Австралия занимала 17-е место в мире по количеству сигарет на душу населения. Курильщики читают написанные большими буквами предостережения на сигаретах («Курение вызывает рак» и тому подобные), смотрят страшные антирекламы сигарет по телевидению, активно обсуждают со своими друзьями и врачами, как бросить курить и... продолжают себя отравлять. Мне, как врачу с почти двадцатилетним стажем работы, приходилось видеть много смертей. Курящие люди страдают, наверное, не меньше больных раком, последние месяцы или годы своей жизни они буквально задыхаются от эмфиземы легких.

В последнем докладе (2000 года) правительства Соединенных Штатов Америки о канцерогенных соединениях (вещества, вызывающие рак) очень опасным называется и пассивное курение (second hand smoke). Доказано, что жены курильщиков и их сотрудники чаще болеют раком легких (на 35-53%). Дети курильщиков (которые курят в помещениях) значительно чаще болеют также бронхиальной астмой и острыми респираторными инфекциями. В 2001 году, впервые в истории Австралии, суд присудил владельцам одного бара выплатить 450 тысяч долларов компенсации одной из некурящих "барменш" за то, что она заболела раком горла, проработав более одинадцати лет в прокуренной атмосфере.


День Австралии,Южная Австралия,Австралия 2007,Правительство Австралии,Виктория (Австралия)

"Я не знаю деревьев печальнее эвкалиптов..."
Земля вне времени
Экология Австралии. Часть 1
Экология Австралии. Часть 2
Искра Рычагова и Лев Натапов. Деревья эпохи динозавров


 
© 2007–2008, Go2Australia.Ru - портал об Австралии
Rambler's Top100